Почему не любят високосный год
В высокосный год и конский боб не туда растет.
Високосный год овец не любит. (Шотландия).
Оба суеверия, конечно же, лишены всякого
смысла; первое из них явно порождено тем, что в
високосный год женщины имели право свататься к
мужчинам, то есть все было "наоборот", что
якобы отражалось и на конских бобах.
Первоначально обычай женского сватовства имел
одно условие, оговоренное в Уложении
Шотландского парламента: чтобы "всякая дама,
которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку
из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо
видна, иначе мужчине придется заплатить за нее
штраф". Точно также и в России високосный год
вплоть до наших дней пользуется дурной славой.
Повсеместно считается, что високосный год
знаменуется неурожаями, болезнями и войнами.
"Исстари заведено на Руси считать високосный
год опасным и приписывать ему многие, небывалые
беды. 29 число февраля високосного года ... есть
самый бедственный день для всех возможных
несчастий. Тогда, будто, и скот падает, и дерева
засыхают, и повальные болезни появляются, и
семейные раздоры заводятся" ."День 29 февраля
в народе - Касьяна завистливого; Касьяна
злопамятного, недоброжелателя, немилостивого,
скупого. Касьян на скот взглянет - скот валится;
на дерево - дерево сохнет. Зинул Касьян на
крестьян. Касьян на что ни взглянет - все вянет.
Касьян на народ - народу тяжелу; Касьян на траву -
трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет.
Високосный год тяжелый, на людей и на скотину.
"Худ приплод в високосный год"."В
ряду Святых угодников, чтимых православным
народом, Касьян занимает совершенно
исключительное место - это нелюбимый Святой,
"немилостивый". В некоторых местах, как,
например, в Саранском у. Пензенской губ., он даже
не считается Святым и не признается русским, а
самое имя Касьян слывет как позорное. В
Кадниковском у. Вологодской губ. Касьяна считают
как бы "опальным" Святым и рассказывают о
нем следующую легенду: "Св. Касьян сначала был
светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить
от него свои планы и намерения. Но затем Святой
этот соблазнился на обещания и уловки нечистой
силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему,
что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с
неба в преисподнюю.
Однако, впоследствии Касьяна стала мучить
совесть, он раскаялся в своем предательстве и
пожалел о прежнем житье на небе и о своей
близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам
грешника и сжалился над ним, но из осторожности
все-таки не приблизил его к себе, а приставил к
нему ангела-хранителя, которому и приказал
заковать Касьяна в цепи и бить его по три года
тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать
на волю".Но не это отступничество от Бога
послужило источником охлаждения православных ...
к Касьяну, а главным образом - его
"немилостивое" отношение к бедному народу.
Вот что говорит на этот счет другая легенда,
записанная в Зарайском у. Рязанской губ.
"Однажды Касьян, вместе с Николаем
Чудотворцем, шел по дороге, и встретился им
мужичок, который увязил воз в грязи. "Помогите,
- просит мужичок, - воз поднять". А Касьян ему:
"Не могу, - говорит, - еще испачкаю об твой воз
свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и
на глаза Господу Богу показаться". Николай же
Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а
только уперся плечом, натужился, налег и помог
воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с
Касьяном в рай, а у Николая-то вся, как есть, риза в
грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает:
"Где это ты, Микола, выпачкался?" - "Я, -
говорит Николай, - мужичку воз помогал из грязи
вытаскивать". - "А у тебя отчего риза чистая,
ведь ты вместе шел?" - спрашивает Господь
Касьяна. - "Я, Господи, боялся ризу
запачкать". Не понравился этот ответ Богу,
увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть
Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю
Угоднику за его доброту два раза в год". - Хотя
эта легенда пользуется на Руси самым широким
распространением, но все-таки есть места, где ее
не знают. Так, в Новгородской губ. (Боровичского
у.) крестьяне несколько иначе объясняют тот факт,
что день Касьяна празднуется только раз в четыре
года (29 февраля). "Св. Касьян, - говорят они, - три
года подряд в свои именины был пьян и только на
четвертый год унялся и праздновал своего ангела
в трезвом виде - вот почему и положено ему быть
именинником через три года раз!Сообразно с такой
оценкой нравственных свойств Касьяна,
установилось и отношение к нему: крестьяне не
только не любят, но и боятся этого
Святого:"Касьян на что взглянет - все вянет",
- говорят мужики и твердо верят, что у Касьяна
недобрый взгляд: если он взглянет на скотину -
околеет скотина, взглянет на человека - будет
тому человеку великое несчастие...
"Глаз Касьяна" считается настолько
опасным, что в день 29 февраля крестьяне не
советуют даже выходить из избы, чтобы не
случилось какого-нибудь непоправимого
несчастья; в особенности опасно считается
выходить до солнечного восхода (в Орловской и
Рязанской губ. крестьяне стараются даже проспать
до обеда, чтобы таким образом переждать самое
опасное время).К этой характеристике Св. Касьяна
в Вологодской губ. прибавляют еще одну черту,
которая рисует этого Святого врагом
человеческого рода. Здесь существует легенда,
что Касьяну подчинены все ветры, которые он
держит на двадцати цепях, за двадцатью замками. В
его власти спустить ветер на землю и наслать на
людей и на скотину мор (моровое поветрие). В
Вятской же губ. к этой легенде присовокупляют,
что сам Бог приказал образ Св. Касьяна ставить в
церквах на задней стене, т. е. над входною дверью.
При таком воззрении народа на Св. Касьяна не
мудрено, что високосный год повсюду на Руси
считается несчастным и опасным, а самый опасный
день в этом году - Касьянов".Возможно,
английские поверья о конских бобах, растущих в
високосный год "не туда", и о том, что этот
год не любит овец, сохраняют отголосок
архаичного представления о недобром
("косом") "глазе" некоего
мифологического существа - хозяина високосного
года и, в частности, "рокового" дня - 29
февраля.
|