Как проводить святки.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками,
то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими
событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе
христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник
Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием
Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого
Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников,
дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены,
то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря
до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни
называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные
христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий
Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь
начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного
Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние
чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже
коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено
совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова
до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами
к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет,
нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с
переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте,
всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора
говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать
от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них
постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий
надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе,
родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых
облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и
колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных
и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви,
как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с
беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом
и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие
празднования первого дня каждого месяца).
Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому
божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем
исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить
великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины,
пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми
по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем:
никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу;
не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать
чтолибо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из
священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды,
и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред
Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало
"в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным
идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния,
производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".
Copyright © Zavet.Ru Православное чтение
Праздники 2023
Рождество
|